Excellence.kz
Сайт о подготовке к тесту ЕНТ
» Казахские племена

Казахские племена

«Племена  уйсунов»
Хронология:     3  век  до н. э. – 4  век  н. э.

190.    Уйсуны сменили саков – тиграхауда в Семиречье (Жетысу), антропологический тип – европеоиды, язык – древнетюркский.
191.    Памятники культуры уйсунов относятся к III веку до н.э. – IV веку н. э. и в основном сосредоточены в Семиречье.
192.    Название «уйсун» встречается в китайских источниках  со II века до н. э.
193.    Структура  государственности  уйсунов: правитель -  гуньмо (великий бек),  управлял беками – вождями племён.).
194.    Гуньмо проживал в столице государства – городе Чигучене (берег Иссык – Куля), административно вся территория страны делилась на 3 части.
195.    По легенде, сына убитого предводителя уйсунов вскормили ворон и волчица, что символизировало покровительство богов (китайский историк Сыма Цянь).
196.    У уйсунов существовала частная собственность не только на скот, но и на землю и воду, в домашнем хозяйстве использовался труд рабов.  
197.    На весенних и осенних пастбищах уйсуны часто строили постоянные жилища с использованием камня, глины, саманного кирпича,  с очагом посредине помещения.
198.    В Каргалинском ущелье найдена золотая  диадема с изображением модели Вселенной, отражающая космогонические взгляды древних уйсунов (время изготовления: примерно I век  до н. э. – II век  н. э.).
199.    Крылатые кони на Каргалинской диадеме  символизируют Солнце.
200.    Основное занятие – кочевое скотоводство (коневодство), в меньшей степени – земледелие и садоводство (в пригодных по климату местах).
201.    Высокого уровня достигло изготовление ювелирных изделий в «полихромном стиле», в частности,  методом «зерни» - припаивания шариков из драгоценных металлов на основу.
202.    При украшении предметов быта часто использовались солярные знаки – изображения Солнца.
203.    Об обычаях, традициях, обрядах уйсунов можно судить только по археологическим памятникам, религиозные представления отражали изображения на ювелирных изделиях, оружии, бытовых украшениях.
204.    Умершего хоронили в центре кургана, на спине, головой на Восток.
205.    Уйсуны имели широкие дипломатические и родственные связи с Китаем.

«Племена   кангюев    (канлов)»
Хронология:     3  век  до н. э. – 5  век  н. э.

206.    Кангюи (канглы, канлы) расселились в III веке до н. э. в бассейне реки Сырдарья и предгорьях Каратау (Южный Казахстан).
207.    Сведения: А) китайские источники (племена, жившие на территории Казахстана в III – II  веках до н. э. описывает историк  Сыма Цянь), В) священная книга древнего Ирана «Авеста», С) археологические раскопки.
208.    Учёные относят памятники культуры кангюев к следующим культурам:  кауншинской (Приташкентский оазис); отрар-каратауской (от среднего течения реки Сырдарья и предгорий Каратау до реки Талас); жеты-асарской (долины рек Куандарьи и Жанадарьи).
209.    Основное занятие – полукочевое скотоводство (лошади, овцы, козы, коровы, быки, антропологический тип – европеоиды.
210.    Во главе – великий хан (наследственная форма власти), в управлении ему помогали три  визиря, на местах – пять малых ханов.
211.    Китайские послы в донесениях императору сообщают, что у кангюев существовали письменные сборники законов.
212.    Столица  кангюев - город Битянь -  предположительно находилась на реке Талас, недалеко от современного города Тараза (по другим источникам – около города Туркестан).
213.     В 46 – 36 годах до н. э. кангюи, заключив военный союз с хунну, совместно участвовали в походах против Китая, по свидетельству древних авторов, могли выставить до 120 тысяч воинов.
214.    Выгодное географическое положение позволяло кангюям контролировать  оживлённые участки  ВШП – из Средней Азии в Поволжье, а также на Кавказ и в Причерноморье.
215.    Доказательством  разнообразных торговых связей кангюев с другими странами являются различные монеты и изделия, которые археологи находят при раскопках   погребений и городищ.
216.    1300 монет III – IV веков  обнаружено при археологических раскопках в Присырдарьинском  регионе.
217.    Центром  городской культуры являлось  городище Кок-Мардан (левый берег реки Арысь). Кангюйские поселения городского типа явились предвестниками городской культуры раннего средневековья.
218.    Хумы – большие глиняные сосуды (чаще всего врытые в землю), в которых кангюи хранили продукты.
219.    Обожествляли силы природы (Солнце, Луну, звёзды), культ предков.
220.    Кангюи поддерживали экономические, политические и культурные отношения с Китаем, Римом, государством Кушан.

«Племена   гуннов    (хунну)»
Хронология:     4  век  до н. э. – 3  век  н. э.

221.    Термин «сюнну»  (иные названия – хунну, гунны) впервые появляется в китайских источниках  в III веке до н. э.

222.     Предположительно термин является производным от названия реки Орхон в Монголии.

223.    По мнению учёного – востоковеда  Л.Н. Гумилёва, держава гуннов  во главе с шаньюем (правителем) Модэ возникла в 209 году до н. э.
224.    Основной источник по истории гуннов – труды римского историка Прииска (лично побывал в ставке правителя Аттилы).
225.    Вторые лица в государстве – темники (туменбасы) – предводители 10 тысяч воинов,  чаще всего назначались из числа родственников шаньюя.
226.    Государство гуннов было построено по принципу военной демократии и делилось на три основных крыла (левое, правое, центральное), в которые входили все 24 рода.
227.    Все мужчины входили в какой-либо военный отряд, основу войска  составляла конница, быстро передвигающаяся на большие расстояния.                                           
228.    Пережитком родового строя было обязательное проведение народных собраний, которые созывались 3 раза в год.
229.    Хунну переживали период перехода к классовому обществу и государству, о чём свидетельствовали: частная собственность на скот и землю, наличие государственных чиновников, рабов, правовая и налоговая системы.
230.    . Для защиты от кочевников,  по приказу императоров династии Цынь,  в III веке  до  н. э. началось строительство  Великой китайской стены  длиной  4 тыс. км.
231.    Войны гуннов с Китаем растянулись на 300 лет, а наибольшего могущества держава гуннов достигает во II – I вв. до н. э., в частности, при шаньюе  Модэ это государство простиралось от озера Байкал до Тибета, от Восточного Туркестана до реки Хуанхэ.
232.    В 55 году до н. э. держава гуннов распалась на Северную и Южную части, последняя была покорена китайской династией Хань.

 
233.    В середине I века  до  н. э. (55 год  до  н. э.) – северные гунны, чтобы сохранить независимость, во главе с шаньюем Чжи-Чжи  двинулись на Запад - в Казахстан  (первая волна хуннского переселения на территорию Казахстана).
234.    Вторая волна переселения хунну в Казахстан началась в конце I века
 н. э. (93 год).
235.    Шаньюй Чжи – Чжи заключил военный союз с кангюями против уйсуней.
236.    Под давлением хунну множество кочевых племён были вынуждены переселяться на Запад. Этот лавинообразный процесс длился со  II по V века н. э. и получил название Великого переселения народов.
237.    Один из известных правителей гуннов –  шаньюй Хулагу.
238.    Хуннские племена являлись прототюрками (говорили на древнетюркском языке), поэтому с их появлением на территории Казахстана, начинается процесс тюркизации проживающих на его территории племенных союзов.
239.    Во главе гуннских племён, двинувшихся на завоевание Европы, находился вождь Аттила (в казахском эпосе известен как Едиль).
240.    Конец IV века – набеги Аттилы в Закавказье, Месопотамию, Восточную Римскую империю (город Константинополь в 395 году обязался платить ему дань).
241.    437 год – поход вглубь Европы, разгром Бургундского королевства.
242.    445 год – вождь Аттила, придя к власти, объединил гуннские племена в Румынии и Венгрии и стал императором гуннов в Европе.
243.    451 год – поражение Аттилы на территории Галлии  (современная Франция) в Каталаунской битве («битва народов») от римлян и их союзников.
244.    452 год – Аттила подошёл к Риму (столица Западной Римской империи), но захватывать город не стал.
245.    Походы гуннов привели к крушению Римской империи и в целом рабовладельческого строя в Западной Европе.
246.    В 453 году Аттила неожиданно умирает и его держава распадается.
247.    Итальянский композитор Джузеппе Верди написал оперу из жизни гуннов под название  «Аттила».
248.    В  ювелирном искусстве гуннов процветал так называемый «полихромный стиль» (III – V века н. э.), т. е. использование различных технологий при изготовлении ювелирных изделий.
249.    После Великого переселения народов монголоидный антропологический тип на территории Казахстана начинает доминировать.


«Племена   сарматов   (савроматов)»
Хронология:    8  век  до н. э. – 5  век  н. э.
    
250.    Термин «сарматы» (первоначально - савроматы) встречается у  античных авторов (Диодор, Плиний Старший, Полибий) с III века до н. э.
251.    Основной район расселения – Западный Казахстан и Приуралье, соседи (по Геродоту) – племена аргиппеев.
252.    Сарматский союз включал племена дахов (даев), каспиев (гиркани), сарматы состояли в родственных отношениях с массагетами и  исседонами.
253.    В разные периоды в сарматский союз входили также племена роксоланов, аланов, сираков.
254.    По Геродоту, говорили на языке, близком к скифскому (ираноязычный до прихода хунну).
255.    Преимущественный род занятий – кочевое скотоводство, земледелие играло важную роль, особенно в западных районах(междуречье рек Волги и Урала).
256.    При верховой охоте сарматы использовали специальных собак.
257.    Общественный строй – военная демократия (верховный правитель – вождь); несмотря на патриархальные отношения, женщины пользовались равными правами с мужчинами.
258.    Важнейшие вопросы решались советом военных вождей и старейшин.
259.    В I веке  до н. э. сарматы в союзе с боспорским (Причерноморье) царём Митридатом вели борьбу с Римской империей, совершали походы в страны Передней Азии, на Кавказ и в Парфию.
260.    О сарматах греческий историк Диодор писал, что они опустошили значительную часть Скифии, истребляя побеждённых и обратив большую часть страны в пустыню.
261.    Луки сарматы делали из различных пород дерева (берёза, дуб, клён) и склеивали их рыбьим клеем.
262.    Хорошо изученный памятник сарматской культуры – могильник Сынтас (захоронения трёх воинов),  другие археологические памятники – могильники  Бесоба и Аралтобе.
263.    Археологические памятники сарматов относятся к прохоровской культуре.
264.    В 2000 г. археологом  З. Салсалиевым в районе Атырау было найдено захоронение знатной сарматской женщины («золотой человек» № 2), относящееся к IV веку до н. э.
265.    Большое влияние на культуру сарматов оказала культура античной Греции (например, в погребениях часто встречаются изображения греческого бога Диониса, ремесленные изделия из Греции, а также стеклянные изделия из стран Востока).
266.    Сарматские племена являлись связующим звеном в культурах народов Центральной Азии и Причерноморья.
 
267.    Усиление засушливости климата на рубеже I века до н. э. и  I века н. э. привело к уменьшению поголовья скота, увеличению смертности людей, значительному сокращению численности сарматских племён.
268.    В дальнейшем сарматские племена слились (ассимилировались) с гуннскими племенами.

Цитата дня

Опрос

Сайт полезен?

Да, конечно!
Нормально, но...
Неплохо, очень неплохо!
Все-таки не нашел что искал

Показать все опросы

Погода в Павлодаре


Весна !