Excellence.kz
Сайт о подготовке к тесту ЕНТ
» Сакский период истории Казахстана

Сакский период истории Казахстана

«Сакский    период    истории    Казахстана»   
Хронология:   1  тыс.   до  н. э. (7 - 4  века  до  н. э.)
                                                       
148.    Кочевые племена этой эпохи были хорошо известны в древнем мире: персы (в надписях царей Дария и Ксеркса) называли их «саки», что означало «великие  мужи», в «Авесте» они названы «туры с быстрыми конями».
149.    Греки и римляне (Геродот, Страбон, Птолемей) пишут о них как об «азиатских скифах»; в древнегреческих источниках их ещё называют «даи», у Геродота встречается ещё одно название – «массагеты».
150.    Саки – парадарайя (заморские саки) проживали в Приаралье (низовья рек Сырдарья и Амударья).
151.    Саки – тиграхауда (носящие остроконечные шапки) проживали в Семиречье (Жетысу), горах Тянь–Шаня, среднем течении р. Сырдарья. Их изображения встречаются на стенах дворца Ксеркса в Персеполе.
152.    Саки – хаомаварга (изготавливающие напиток хаому) расселялись в
долине   реки Мургаб.
153.    Сакские племена, населявшие земли северо-восточнее Арала, получили название: даи, агриппеи, исседоны, каспии.
154.    Саки были первыми древнетюркскими племенными объединениями на территории Казахстана.
155.    Саки относились к европеоидной расе, однако монголоидные черты уже отчётливо заметны.
156.    Союз сакских племён (объединение в союзы происходило в VII -III веках до н. э.) находился в стадии распада первобытно - общинного строя и формирования строя военной демократии.
157.    Основные группы населения: воины, жрецы, общинники (среди них большую часть составляли скотоводы,  меньшую – земледельцы - общинники).
158.    Воины – саки  на индоиранском языке назывались «ратайши», т. е. «колесничие»; жрецы имели жертвенные чаши, носили белые одежды  и особые головные уборы; земледельцев, которые пахали землю плугом при помощи двух запряжённых быков, называли «восьминогими».
159.    Основное занятие – кочевое скотоводство (коневодство и овцеводство); саки кочевали целыми родами по маршрутам родовых кочевий, особую ценность при этом  представляли зимние пастбища; образ жизни - осёдло-кочевой.
160.    У сакских племён, проживающих на территории Западного и Южного Казахстана, в скотоводстве преобладало верблюдоводство.
161.    Большую роль в сакском обществе играло народное собрание (пережиток первобытного строя), женщины имели равные права с мужчинами.
162.    В сакском обществе военнопленных превращали в рабов, труд которых использовался в основном в домашнем хозяйстве.
163.    Во главе общества  находился царь (царица). Наиболее  известные – царица массагетов Томирис (примерно 570 - 520 годы до н. э.) и Зарина.
164.    Царь, избираемый народным собранием из воинов и распределявший пастбища и кочёвки, отождествлялся у саков с солнечным божеством,
 конь – с солнцем и огнём, кабан – с громом.
165.    В VI веке до н.э. саки  вели непрерывные войны с персами за свою независимость: в 530 году до н. э. царица Томирис одержала победу над персидским царём Киром, который считал себя почти равным богам и потому непобедимым (сведения римского историка Помпея Трога).
166.    519 год  до н. э. – поход  персидского царя Дария I, во время которого совершил свой подвиг пастух Ширак  (древнегреческий историк Полиен).
167.    По условиям мирного договора с Дарием I, саки должны были поставлять в персидское войско своих воинов.
168.    Саки участвовали в составе персидской армии  в войнах с Грецией и Египтом (например, в знаменитой  Марафонской битве  490 года до н. э.).
169.    В IV веке  до н. э.  поход  против саков предпринял Александр Македонский (Искандер Зулькарнай), трёхлетнюю борьбу с ним возглавил сак Спитамен.
170.    Основная часть племён саков Александром Македонским не была покорена, таким образом путь на Восток  греко - македонцам был преграждён (древнегреческий историк Арриан).
171.    По приказу Александра Македонского, на берегу реки Сыр - Дарьи был построен город Александрия – Эсхата.
172.    Через сакские степи пролегал «лазуритовый» участок Великого шёлкового пути, по которому лазурит, добываемый на Памире, вывозили в Иран и Месопотамию.

«Культура    сакского    периода»  
Хронология:   1  тыс.   до  н. э. (7 - 4  века  до  н. э.)

173.    Памятники сакской архитектуры встречаются по берегам рек Сырдарья, Талас, Шу, Или,  в предгорьях Алатау.
174.    В 300 километрах от современного города Кызыл-орда (пустыня Кызылкум)  раскопан древний город Чирик-Рабат (существовал в IV- II веках до н. э.).
175.    В Чирик-Рабате, считавшемся столицей саков – аппасиаков, были найдены изделия из драгоценных металлов и железные доспехи воина, в цитадели – захоронения знатных людей.
176.    Другими памятниками сакской культуры в Приаралье являются древний город  Бабиш-Молда,  а также памятник архитектуры Баланды
(о памятниках Приаралья оставил сведения греческий учёный Страбон).
177.    В 50-ти километрах к востоку от города Алматы, на равнине, у подножия гор Алатау расположены знаменитые Иссыкские курганы (всего свыше 40).
178.    Главная находка археологов – найденное в 1969 году погребение сакского воина («золотой человек» № 1), украшенное свыше 4 тыс. золотых  пластин с изображением  барса, горного  козла, лошадей, птиц и т. д.
179.    На царской эмблеме «золотого человека» (датируется V  веком  до н. э.) землю олицетворяет конь (стрелы означают количество частей света), птица – небо, козёл – подземный мир.
180.    С VII века  до н. э.  и  до  начала н. э. в искусстве саков на территории Казахстана преобладает так называемый «звериный стиль», с которым они познакомились во время походов  в Переднюю Азию и Иран.
181.    Английский учёный Д. Эдинг указывал, что «звериный стиль» в искусстве как бы вышел «из лесов и долин своей Родины».
182.    Особенности «звериного стиля»: А) изображаются образы зверей и животных; В) звери  изображаются  в движении (динамике).


183.    «Звериный стиль» является отражением традиций анимизма, изображение зверя – мифического предка -  на оружии или доспехах, считалось амулетом, тумаром, оберегающим смерти в бою и от злых духов.
184.    В культуре Ахеменидского Ирана образ льва символизировал так называемое «древо жизни».
185.    В искусстве саков вместо льва изображали местных зверей и животных: барса, беркута, волка, барана, коня, верблюда и т. д.
186.    Найденная в Иссыкском кургане серебряная чаша с надписью из 26 знаков позволила археологу К. Акишеву сделать предположение о наличии у саков письменности.
187.    Саки говорили на восточно-иранском языке, поддерживали разнообразные связи с Китаем, Индией, Ираном (Персией), доминирующая форма религиозных верований – культ предков.
188.    Сакские « храмы огня» (памятники зороастризма) найдены археологами в Семиречье и в городах на реке Сыр- Дарья.
189.    Примерно 3тысячи лет назад кочевые племена на территории Казахстана начали праздновать праздник, дошедший до наших дней - Наурыз.

Цитата дня

Опрос

Сайт полезен?

Да, конечно!
Нормально, но...
Неплохо, очень неплохо!
Все-таки не нашел что искал

Показать все опросы

Погода в Павлодаре


Весна !